Родная природа

newdevo


О себе, о НАС и нашей модернизации...

Научно-популярные размышления об обществе, государстве, модернизации и региональной экономике


Previous Entry Share Next Entry
Кто мы: средний класс или творческие профессионалы? И чего мы хотим?
Родная природа
newdevo

Сегодня в общественных дискуссиях по-прежнему преобладает термин «средний класс», хотя определение его в условиях современного российского общества затруднено (оценки варьируются от 15 до 25% от общего количества экономически активного населения), да и невозможно в существующей социально-экономической системе. Более того, значение этого термина не соответствует формирующейся сегодня постиндустриальной прослойке общества.

Средний класс – это скорее оптимальная социальная форма богатого индустриального общества. На примере США это люди, имеющие отдельный дом, автомобиль в собственности, проживающие преимущественно за пределами мегаполисов. Их профессия связана либо с промышленным производством, либо с классической сферой услуг (полиция, ЖКХ и т.д.). Средний класс выделяется преимущественно по уровню доходов. В более широкой трактовке – это сложившееся «общество потребления». Средний класс формировался и в позднем СССР.

В рамках теории общественного развития происходит смена господствующего (наиболее производительного и многочисленного) класса. В доиндустриальную эпоху – это крестьяне, в индустриальную – рабочие, в информационную – творческие профессионалы. По К. Марксу революции происходят из-за противоречия между производящим классом и классом собственников (производительными силами и производственными отношениями).


Крестьяне боролись за получение собственности на землю и справедливого распределения земельной ренты, пролетариат боролся за получение собственности на средства производства и справедливое распределение прибыли, творческие профессионалы будут бороться за право свободного распространения информации и знаний («Пиратские» партии), за право жить в достойной среде обитания. Крестьянские восстания не могли привести к изменению социально-экономической системы, в том числе из-за низкого уровня квалификации восставших, пролетарское движение оказалось более скоординированным,  обладало более высоким потенциалом к развитию, поэтому в ряде стран произошли социалистические революции.

Класс творческих профессионалов (или creative class по Р. Флориде) – это жители преимущественно больших городов России, имеющие хорошее образование, занятые в творческих профессиях. Это люди, интегрированные в Интернет-сообщество, часто имеющие активную жизненную позицию. Сфера профессиональной деятельности этих людей может быть весьма разнообразна: предприниматели, врачи, сотрудники научных и образовательных организаций, специалисты информационных технологий, консалтинга, дизайнерских, инжиниринговых центров, финансовых организаций и многие другие. В отличие от крестьян и рабочих, они используют творчество (новые подходы, знания и т.д.) для создания добавленной  стоимости, а сознание как основное орудие труда.

В современной России, исходя из демографических трендов, креативный класс – это многочисленное поколение, рожденное в конце 80-х и малочисленное поколение 90-х гг. Это молодые люди, которые уже не хотят заниматься ручным трудом, дележом собственности, созданной в СССР, эксплуатацией природных богатств. Они хотят творить с помощью своих знаний, с помощью мышления. Сегодня этот класс немногочисленный, невлиятельный, но без них переход к новой модели развития страны будет невозможен.

Укрепились стереотипы, что представители творческих профессий – это тунеядцы, живущие за счет перенасытившегося общества потребления, что в современной России новые технологии, инновации неэффективны, не востребованы и т.д.  Это ошибочные представления. Стив Джобс – один из ведущих представителей креативного класса, и именно его творчество и знания в дизайне, рекламе и маркетинге создали Apple. В России немало выдающихся творческих профессионалов – это основатели «Яндекса», ABBY, Mail Group и многие другие.

Уровень дохода творческих профессионалов в России значительно ниже, чем за рубежом, во многом из-за монополизации и сырьевой структуры экономики. Олигархические и бюрократические круги, существующие на основе нефтяной ренты, не заинтересованы в  ее перераспределении и создании новых рабочих мест в креативных индустриях (наука, новые технологии, инжиниринг, консалтинг, реклама, дизайн, информационные технологии и т.д.).

У креативного класса в России есть два основных способа решения проблемы занятости и низких доходов – это кардинальное изменение всей социально-экономической системы или иммиграция.

Сегодня по опросам выпускников ведущих вузов страны преобладают «выездные» настроения, но похоже ситуация меняется. После декабрьских митингов новый класс увидел себя, осознал себя: «Нас немало и мы способны на многое»

Средний класс России (по доходам), зародившийся еще в эпоху СССР и переживший коррупцию и криминал 90-х разменял личную свободу (и особенно свободу совести) на экономическую стабильность 2000-х, и они все еще «поют что-то про свой уют в сытую ночь к черному дню». Значительная доля представителей среднего класса заработали свое имущество преимущественно путем случайного, необоснованного, часто незаконного обогащения и теперь боятся потерять накопленное или награбленное. Зарождающийся творческий класс уже не хочет так жить.

Мы не хотим воровать, мы не хотим брать и давать взятки и смотреть заискивающе на своих подельников! Мы не хотим «новых звезд на их погоны»! Мы требуем свободы совести! Свобода выборов – это начало.

Творческие профессионалы начали осознавать, что только их усилиями можно создать нормальные условия для жизни, возродить государство и построить гражданское общество. На митинг пришла толпа «рассерженных горожан», а ушли граждане великой страны. Творческие профессионалы стали осознавать, что «исход» - это слабость, а борьба и «стройка» - это выбор настоящих граждан.

Не согласен и с президентом, который говорил о западной пропаганде, и с социологами, считающими митингующих – прозападным слоем. Класс творческих профессионалов – это социальная форма постиндустриального общества, это элита нашей страны. Мировое сообщество становится все более интегрированным, но это не означает «прозападным».

Либеральные взгляды – это в первую очередь свобода совести, и либерализм – это не достижение «правых», хотя бы потому что «Свобода, равенство, братство» - это лозунг Великой французской революции.



  • 1
Это результат дискуссии с "антиоранжистами"

  • 1
?

Log in